Уважаемые клиенты!

  • офис Теплый стан совместно с нотариусом начал работу по субботам с 10:00 - 17:00;
  • офис Медведково работает, но НЕ ЗАВЕРЯЕТ, по субботам с 10:00 - 17:00;
  • офис Таганская возобновил график работы 7 дней в неделю, по субботам и воскресеньям НЕ ЗАВЕРЯЕТ!
  • офис Текстильщики физические лица НЕ ПРИНИМАЕТ!
  • офис Медведково не работает по субботам до 24.09!
  • офис Калужская 22.09.2017 работает до 13:00!

Знаки препинания в сложном предложении

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1.Простые предложения в сложносочинённом отделяются друг от друга запятой. Например: 1) \Оба приятеля очень крепко поцеловались], и [Манилов увёл своего гостя в комнату] (Н. Гоголь). 2) [Голодныйволк в лесной глуши пронзительно стонал], да [ветер бился и ревел, играя на реке]... (Н. Некрасов). 3)[Анисья тотчас к ней явилась ], и [дверь тихонько отворилась], и [Таня входит в дом пустой] (А. Пушкин).

2.Если простые предложения в составе сложносочинённого значительно распространены или имеют внутри запя­тые, то вместо запятой между ними может ставиться точка с запятой. Например: [Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два при­бора стол накрыть]; но [стало страшно вдруг Татьяне] (А Пушкин).

3.Между простыми предложениями в сложносочинённом может ставиться тире, чтобы показать быструю смену событий или  резкое  их  противопоставление.   Например:

1)   Минута — и стихи свободно потекут  (А, Пушкин). Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы (М. Лермонтов).   3) Он...   хотел   выговорить   слово   — и язык не повиновался (И. Гончаров).

4. Запятая перед одиночными союзами и, да (= и), или, либо не ставится, если простые предложения в составе сложного:

а)  имеют общий второстепенный член, например: 1) За заводами кончился город и начинались поля (А. Чехов) (общее обстоятельство «за заводами»). 2) У Ивана Ивановича большие выразительные глазатабачного цвета и рот несколько похоже на букву ижицу (Н. Гоголь) (общее дополнение «у Ивана Ивановича»). 3) Лишь изредка встречался сгоревший дом или приходилось полем объезжать взорванный мост (Б. Полевой) (общее обстоятельство «изредка»);

б)  имеют общее придаточное предложение, например: 1) (Когда Гаврила Иванович начинал говорить), [густые брови у него поднимались] и [лоб покрывался тонкими морщинками]   (Д.  Мамин-Сибиряк). 2) [Солнце  пряталось за холодные вершины] и [беловатый туман начал
расходиться в долинах], (когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков)    (М. Лермонтов);

в)  имеют общее вводное слово, словосочетание или предложение, например: 1) Очевидно, всё может быть пособником человеческой мысли и ничем нельзя пренебрегать (К. Паустовский) (общее вводное слово «очевидно). 2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться (А. Пушкин) (общее вводное слово «к несчастью»). 3) По сообщениям синоптиков, завтрапохолодает и выпадет снег (общее вводное словосочетание «по сообщениям синоптиков);

г)  оба назывные, например: 1) Дев полуночных отвага и безумных звёзд разбег (О. Мандельштам). 2)Хриплый стон и скрежет ярый (А. Пушкин);

д)   оба восклицательные, вопросительные или побудительные, например: 1Это кто такие и что имнадобно? (А. Пушкин) 3) Плохо ли вам было у Плюшкина или просто по своей охоте гуляете по лесам дадерёте прохожих? (Н. Гоголь) 4) Пускай легко рыдает ветер резвый и над моей могилою еврейской младая жизнь настойчиво кричит (И. Бродский). 5) Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов).

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

1. Придаточное предложение, стоящее до или после главного, отделяется от него запятой, апридаточное, стоя­щее внутри главного, выделяется запятыми. Например: 1) (Коли парень ты румяный), [братец будешь мне названый] (А. Пушкин). 2) [Так мне хочется], (чтобы появить­ся могли голубые сугробы с Петербургом вдали) (А. Ахматова). 3) [Иона смотрит, (какой эффект произвели его слова), но ничего не видит] (А. Чехов).

2.   Если   придаточное  предложение  присоединяется   к главному составным союзом (потому что, оттого что, в силу того что, несмотря на то что, для того чтобы, после того как, с тех пор как, в то время как и т. п.), то запятая, как правило, ставится один раз: после придаточного, если оно находится перед главным; или перед составным союзом, если придаточное стоит внутри главного или после него (т.е. внутри составного союза запятая обычно не ставится). Например: 1) [Она положила на раскрытую книгу морской полыни], (для того чтобы ветер не переворачи­вал страницы)... (К. Паустовский).   [ ],(для того чтобы). 2) [Это письмо было привезено в дом Пьера], (в то время ;   как он находился на Бородинском поле) (Л. Толстой). [ ], (в то время как). 3) [Человек сорок улан потонуло в реке], (несмотря на то что были высланы на помощь лодки) \  (Л. Толстой).   [ ], (несмотря на то что). 4) (По мере того как поднималось солнце), [день теплел и веселел] (И. Бунин),  (по мере того как), [ ]. 5) (С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка), [в очах людей читаю я страницы злобы и порока] (М. Лермонтов). — (с тех пор как), [ ]. 6) [Небрежно, на ходу, (в то время когда гребцы почти ещё не замедляют разгона лодки), Юра соскакивает на деревянную пристань] (А. Куприн). [, (в то время как ), ]. 7) [Всякому человеку, (для того чтобы действовать), необходимо считать свою деятельность важною и хорошею) (Л. Толстой). [, (для того чтобы ), ].

Однако в зависимости от смысла и при наличии в предложении определённых условий составной союз может распадаться на две части: первая часть входит в состав главного предложения как указательное слово, а вторая выполняет роль простого союза; запятая в этом случае ставится только перед второй частью сочетания (т.е. перед союзом что, чтобы, как и т. п.).

Обычно составные союзы распадаются на две части, если:

1)  перед союзом стоит вводное слово: [Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого], (что я уже не увижу их) (Н. Гоголь), [ук.сл. оттого], (что);

2) перед союзом стоят частицы (отрицательные, усилительные, ограничительные): 1) [Неужели я должен отказаться от счастья только оттого], (что она не имеет состояния) (А. Островский), [ук.сл. [ук.сл.оттого], (что) 2)[Частъ людей гордятся чистотой своей совести только потому], (что они обладают короткой памятью) (Л. Толстой), [ук.сл.потому], (что). 3) [Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому], (что тяготел к актёрам) (К. Федин). [ук.сл. потому], (что);

3)  первые (указательные) части союзов включаются в ряд однородных членов: [Ромашов же краснел до настоящих слёз от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорблённую Шурочку, и оттого, (что ему сквозь ог­лушительные звуки кадрили не удалось вставить ни од­ного слова), а главное потому], (что на них уже начинали обращать внимание) (А, Куприн). [укхл. оттого, (что), ук.сл,потому], (что).

3. Запятая между главным и придаточным не ставится, если:

а) придаточное состоит из одного союзного слова, например: И было сердцу моему легко, не знаю почему (М. Лермонтов); Я к вам пишу случайно; право, не знаю как и для чего (М. Лермонтов); Он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда;

б) перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица не, например: В море, в качке, спишь не когда хочешь, [а когда можешь] (И. Гончаров); Важно теперь выяснить не что он уже сделал, [а что он ещё собирается сделать];

в) перед подчинительным союзом или союзным словом есть сочинительный союз (повторяющийся дальше), например: 1) Цветков одинаково не признавал шуток ни когда дела шли плохо, ни когда дела шли хорошо (К. Симонов) (между придаточными запятая ставится). 2) Он не вернул мне книгу и когда прочитал её.

4.   Если перед подчинительным союзом стоят частицы особенно, как раз, лишь, только и т. п., то запятая ставится только перед этими частицами: 1) Катя вышла из столовой, как раз когда мы шагнули друг к другу через какие-то чемоданы (В. Каверин). 2) Он придёт, только ес­ли будет свободен.

5.Не выделяются запятыми фразеологические обороты с подчинительными союзами и союзными словами:во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, как можно лучше, как следует, где попало, сколько угодно и т. п. (такие обороты не являются придаточными предложениями; они представляют собой устойчивые сочетания наречного характера, выполняющие функцию члена предложения). Например: 1)Вода бежала неизвестно куда и зачем (А. Чехов). 2) На дачу Карениных он ездил как можно реже (Л. Толстой). 3) Теперь гуляй по свету где хочешь, бог с тобой! (А. Ахматова). 4) Макар Семёнович стоял как ни в чём не бывало (Л. Толстой).

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и более придаточными

I. Между однородными придаточными предложениями знаки ставятся так же, как и между однородными членами.

1) Между придаточными, связанными бессоюзно, с помощью противительных союзов или с помощью повторяющихся соединительных или разделительных союзов, ставится запятая. Например: 1) Но [грустно думать], (что напрасно была нам молодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она)... (А. Пушкин), [глаг.], (что), (что), (что). 2) [Мир в его представлении рисовался чем-то вроде громадного класса], (где одни учат), а (другие учатся) (Д. Мамин-Сибиряк).  [сущ.], (где), а (). 3) [Мнеочень жаль], (что я не могу вам сказать), (как зовут это­го маленького человека), и (где он живёт), и (кто его папа и мама) (Л. Пантелеев). [нар.], (что глаг.), (как), и (где), и (кто)   (ср. с расстановкой запятых между однородными членами: О, и О, и О).

Примечание 1. Подчинительный союз или союзное слово во втором из однородных придаточных может опускаться.

Примечание 2. Для конструкций с союзом ли — или действует следующее правило: запятая не ставится, если союз ли — или соединяет од­нородные члены, и ставится, если этот союз соединяет предложения. Ср.: 1) Нехлюдов понял это слово и этот взгляд так, что она хочет знать, держится ли он своего решения или принял её отказ и изменил его (Л. Толстой) (союз ли — или связывает однородные члены, запятая не ставится). 2) ...[Налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом], и [трудно было понять], (был ли то где-нибудь пожар), или же (собиралась всходить луна) (А. Чехов) (союз ли или связывает однородные придаточные, запятая ставится).

2. Между однородными придаточными, связанными одиночным (неповторяющимся) союзом и, да (= и), или, либо, запятая не ставится. Например: 1) [Правда, впоследствии соседи через двор говорили], (что будто бы в окнах смотровой, выходящих во двор, в этот вечер горели у Преображенского все огни) и (даже будто бы они видели белый колпак самого профессора)   (М.   Булгаков),  [глаг.],  (что будто) и (будто). 2) (Когда трепещут эти звуки) и (дразнит ноющий смычок), [слагая   на   коленях   руки,   сажусь   в   забытый   уголок]

(А. Фет), (когда) и (),[]. 3) [Заметим также], (что Пуш­кину принадлежит мысль «Ревизора» и «Мёртвых душ») и (что он вызвал Гоголя на обработку этих сюжетов) (П. До­бролюбов), [глаг.], (что) и (что).

И. Между придаточными предложениями с параллельным и последовательным подчинением запятая ставится по общему правилу. Например: 1) [Поглядел студент на пруд, (который блестел около усадьбы), и вспомнил о карасях и щуках], (которые находят возможным жить в холодной воде) (А. Чехов), [сущ., (который ), сущ.], (которые) (параллельное подчинение придаточных). 2) (Когда я проснулся), [мне казалось], (что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышанный, забытый и сладостный, теперь вспомнился мне] (Ф. Достоевский). (когда), [глаг.], (что) (параллельное подчинение придаточ­ных). 3) [Остап утверждал], (что стулья нужно ковать), (пока они горячи) (И. Ильф и Е. Петров), [глаг.], (что), (по­ка) (последовательное подчинение придаточных). 4)[Боброву вспомнились читанные им в журнале стихи], (в которых поэт говорит своей милой), (что они не будут клясться друг другу), (потому что клятвы оскорбили бы их доверчи­вую и горячую любовь) (А. Куприн), [сущ.], (в которых глаг.), (что), (потому что) (последовательное подчинение придаточных). 5)(Если ты направился к цели и станешь дорогой останавливаться), (чтобы швырять камнем во вся­кую лающую на тебя собаку), [то никогда не дойдёшь до цели] (Ф. Достоевский), (если), (чтобы), [то] (последовательное подчинение придаточных).

III. При последовательном подчинении одно придаточное может находиться внутри другого, в этом случае рядом оказываются два подчинительных союза или союз и союзное слово. Между союзами (или союзом и союзным словом) ставится запятая, если дальше нет второй части союза (ото, так, но)  и  второе  придаточное  можно  изъять  без  нарушения структуры первого. Например: 1) [Есть на нашей реке та­кие глухие и укромные места], (что, (когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды), почувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире) (В. Солоухин). 2) [Он вошёл в небольшую комнатку], (где, (прежде чем он увидел что-нибудь), у него захватило дыхание от запаха чего-то кислого и затхлого)... (А. Чехов). 3) ...[Оказалось], (что, (хотя доктор и говорил очень складно и долго), никак нельзя было пересказать того), (что он сказал) (Л. Толстой).

Если же есть вторая часть союза (если ... то, когда ... то, хотя ... но и т. п.) и второе придаточноенельзя изъять без нарушения структуры первого, то запятая на стыке союзов не ставится. Например: 1) Но [многие, вероятно, остались в твёрдом убеждении], (что (если б гарнизон показал более храбрости и поспешности), то, по крайней мере, десятка два хищников остались бы на месте) (М. Лермонтов). 2) [Он должен был настоять на том], (чтобы дело обошлось как можно секретнее), (потому что (хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти), но нимало не расположился испортить навсегда свою будущность в здешнем мире) (М. Лермонтов).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться следующие знакизапятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

I. Запятая или точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного в том случае, когда в простых предложениях перечисляются какие-либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим. Запятая ставится, если предложения короткие и тесно связаны по смыслу. Точка с запятой ставится, если простые предложения менее тесно связаны между собой по смыслу или значительно распространены (особенно если внутри них уже есть запятые). Например: 1) [Нивы сжаты], [рощи голы], [от воды ту­ман и сырость], [колесом за сини горы солнце тихое скатилось] (С. Есенин). 2) [Дул сильный ветер], [летела пыль], [вывески раскачивались и скрежетали], [шляпы срывались с голов и катились под колёса прыгающих экипажей] (Ю. Олеша). 3) [На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды]; [влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной]; [слышится сдержанный, неясный шёпот ночи]... (И. Тургенев). 4) [Вновь появившийся молодняк состоит главным образом из осины, лиственницы и белой берёзы]; [ближе к морю, в горах, преобладают хвойные породы] (В. Арсеньев).

II. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1) Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так как, потому что). Например: 1) [Не искушай меня без нужды возвратом нежности твоей]: [разочарованному чужды все обольщенъя прежних дней] Баратын­ский). 2) [Путешествовал мало]: [не позволяло здоровье] (Д. Лихачёв).

2) Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительными отношениями) поясняет первое (между частями можно вставить союз а именно). Например: 1) [Двор живёт обычной жизнью]: [гремят телеги], [грохочут бочки], [всхрапывают битюги], [переругиваются грузчики с возчиками] (Ю. Нагибин). 2) [Как все московские, ваш. ба­тюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов).

3)  Второе предложение дополняет одно из слов или словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными изъяснительными;  между частями можно вставить союз что). Например: 1) [Вижу]: [кто-то скачет на лихом коне] (А. Фет). 2) И [знаю]: [молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье] (М. Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится и в том случае, если слова, к которым относится вторая часть (сказал, почувствовал, увидел, услышал и т. п.), опускаются, например: 1) [Я выглянул из кибитки]: [всё было мрак и вихорь] (А. Пушкин) (ср.: выглянул и увидел, что...). 2) [Обломов очнулся]: [перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц] (И. Гончаров) (ср.: очнулся и увидел, что...). 3) [Варвара прислушалась]: [донёсся шум вечернего поезда] (А. Чехов) (ср.: прислушалась и услышала, что...).

3. Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

1) Простые предложения противопоставлены друг другу по смыслу (между частями можно вставить союз а). Например: 1) [Прихожу к колодцу] — [никого уже нет] (М. Лер­монтов). 2) [Щерба не готовое излагал]— [он вслух мыслил] (И. Андроников).

2) Первое простое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором (в первое предложение можно вставить союзы если, когда). Например: 1) [Понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента] — [посылают его] (И. Гончаров). 2) [Выйдет солнце из-за облака] [чувствуешь на лице горячую ласку света] (И. Бунин).

3) Второе предложение выражает вывод, следствие из того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так что или наречие поэтому). Например: 1) [Дохнул осенний хлад] — [дорога промерзает] (А. Пушкин). 2) [Мел­кий дождик сеет с утра] — [выйти невозможно] (И. Тургенев).

4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями можно вставить союзы словно, точно, будто). Например: 1) [Молвит слово] — [со­ловей поёт] (М. Лермонтов). 2) ...[Посмотрит] — [рублём подарит] (Н. Некрасов).

Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится также, чтобы показать быструю смену событий, подчеркнуть неожиданность  результата действия.   Например:   1)  [Проснулся] — [пять станций убежало назад] (Н. Гоголь). 2) [Сырвыпал] — [с ним была плутовка такова] (И. Крылов).

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

I. В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях. Для правильной расстановки знаков препинания важно понять, как сгруппированы между собой простые предложения в составе сложного. Например: [Крепость наша стояла на высоком месте], и [вид был с вала прекрасный]: [с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом], {который тянулся до самого хребта гор); [кое-где на ней дымились аулы], [ходили табуны]; [с другой бежала мелкая речка], и [к ней примыкал чистый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности], (которые соединялись с главной цепью Кавказа) (М. Лермонтов).

Это сложное предложение состоит из 9 простых предложений, которые сгруппированы следующим образом: 1) (12) : (3—9) — между этими блоками пояснительные отношения (а именно), поэтому ставится двоеточие; 2) и предложения связаны сочинительным соединительным союзом и, между ними ставится запятая; 3) после двоеточия группировка такая: (34); (56); (7— 8)

9) — между этими блоками перечислительные отношения, они разделяются точкой с запятой, так как каждый блок имеет внутри запятые; 3) и — сложноподчинённое предложение, главное отделяется от придаточного запятой; 4) 5 и — бессоюзное сложное предложение с перечислительными отношениями, части тесно связаны по смыслу и имеют общее обстоятельство места (кое-где на ней), поэтому разделяются запятой; 5) и предложения связаны сочинительным соединительным союзом и, между ними ставится запятая; 6) и предложения — главное и придаточное, разделяются запятой.

И. В предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово). Между ними ставится запятая в том случае, если нет второй части подчинительного союза и придаточное можно изъять без нарушения структуры главного. Например: 1) [Часа в четыре погода начала портиться], [с востока стал надвигаться туман], и, (хотя ветра ещё не было), [море сильно волновалось] (В. Арсенъев). 2) [Коля сбежал на берег, разделся], но, (чтобы броситься вплавь), [пришлось идти чуть ли не до середины реки] (К. Паустовский). 3) (Покуда учитель толковал ему), [он верил и как будто понимал], но, (как только он оставался один), [он решительно не мог вспомнить и понять], (что коротенькое и такое понятное слово «вдруг» есть «обстоятельство образа действия») (Л. Толстой).

Если же имеется вторая часть союза (то, но и др.) и изъятие придаточного нарушает структуру главного, то запятая на стыке союзов не ставится. Например: 1) [Солнце медленно сползает с неба на край степи], и (когда оно почти коснётся земли), [то становится багровым] (М. Горький). 2) [Я ехал лесной тропой], и (хотя неба мне не было видно), [но по тому, (как хмурился лес), я чувствовал], (что\над ним тихо подымается тяжёлая туча) (В. Короленко). 3) [Николай Николаевич старается идти рядом с ним], но(так как он путается между деревьями и спотыкается) [то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку] (А. Куприн).

В абсолютном начале предложения сочинительный и подчинительный союзы обычно запятой не разделяются. Например: И когда Левинсон, выполнив все будничные дела, отдал наконец приказ выступать, в отряде наступило такое ликование, точно с этим приказом на самом деле кончались всякие мытарства (А. Фадеев).

III. В периоде (значительном по объёму сложном предложении, которое делится паузой на две части —повышение и понижение) между его частями ставится запятая и тире. Внутри частей периода, если они значительно распространены, ставится точка с запятой. Например:

Пусть песнь твоя кипит огнём негодованья

И душу жжёт своей правдивою слезой,

Пусть отзыв в ней найдут и честные желанья,

И честная любовь к отчизне дорогой;

Пусть каждый звук её вперёд нас призывает,

Подавленный борьбой, надеждою звучит,

Упавших на пути бессмертием венчает

И робких беглецов насмешкою клеймит,

Пусть он ведёт нас в бой с неправдою и тьмою,

В суровый, грозный бой за истину и свет, —

И упадём тогда мы ниц перед тобою, —

И скажем мы тебе с восторгом: «Ты поэт!» (С. Надсон)

 

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, —

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

(Н. Заболоцкий)

Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речьзаключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в концепрямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П...» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна».(А. Пушкин)

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?» — а.

\

«Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей(Д. Гранин).
«П..\» — а. «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
«П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).

Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире,  вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
«П, — а,  п...» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков)

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

 «П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1)  «Столько времени протекло со дня нашей
разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла
всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

2)  «Как вы меня испугали, — сказала она,
тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая.
— О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем
вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

«П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П... — а. — П». <.П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, — а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский)(тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П...» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

ПримечаниеПрямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

1)   — Боже мой, Надя приехала! — сказал он и весело рассмеялся. — Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

— Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

Знаки препинания при диалоге

Знаки препинания при диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.

I. При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться!..» (А. Пушкин).

Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..» (М. Булгаков).

Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.

П. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: Я сажусь на скамью.

— Что это вы пели?

— Песню.

— Какую?

— Да, так, песня. Деревенская.

— А вы расскажите мне её.

— Зачем вам?

— Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расска­жите, а я запишу (С. Чёрный).

Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например:

Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:

-— А кто?

— Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капи­тан Копейкин! (Н. Гоголь)

Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:

—  Куда же пристать?

—  Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.

—  Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.

—  Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.

—  И здесь хорошо (И. Гончаров).

Знаки препинания при цитатах

Общие правила пунктуационного оформления цитат сводятся к следующему.

1. Цитаты заключаются в кавычки.

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз (только в начале и в конце текста).

2.  Обычно цитаты сопровождаются словами автора (т.е. вводящими цитату словами), которые чаще всего стоят перед цитатой или после неё, реже слова автора разрывают цитату. Если цитата стоит при словах автора и оформлена как самостоятельное предложение (или несколько предложений), знаки препинания ставятся так же, как в предложениях с прямой речью. Например: На память пришла грибоедовская строка: «И дым отечества нам сладок и приятен».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — сказал когда-то Пуш­кин (В. Распутин).

«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (А. Пушкин).

3.  Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине, в конце), например: Гончаров  писал:   «Все  слова Чацкого разнесутся... и произведут свою бурю».

Если цитата предшествует словам автора, то первое слово цитаты в начале предложения пишется спрописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной, например: «...Тяжелы ступени чужого крыльца», — говорит Данте.

Если после слов автора цитируется часть высказывания, то перед цитатой ставится многоточие и она начинается со строчной буквы. Ср.: В письме М. Горькому А.П. Чехов утверждал: «...красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой...» (часть высказывания).

4. Если цитата вводится как косвенная речь, она оформляется как придаточное предложение, которое включает в свой состав изъяснительный союз, заключается в кавычки и начинается со строчной буквы. Например: В.Г.  Белинский писал, что «создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (Когда цитата передаётся с помощью косвенной речи, следует учитывать правила перевода прямой речи в косвен­ную.)

5. Цитаты могут включаться в текст с помощью вводных слов и предложений. В этих случаях они выделяются кавычками и начинаются со строчной буквы. Например: 1) Как отмечает В.Г. Белинский, «светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». 2) Печорина нельзя считать эгоистом в полном смыс­ле этого слова, так как, по мысли В.Г. Белинского, «эгоизм не знает мучений».

6. Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф подлинника, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки не ставятся.

Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то в конце стихотворной строки ставится тире (или запятая и тире, если этого требует контекст). Например:

1) Так,  в стихотворении  [Тютчева]   «Вечер мглистый и ненастный...»  сталкиваются в один временной момент несовместимые части суток — утро и вечер; в отрывке:

Впросонках слышу я — и не могу

Вообразить такое сочетанье,

Я слышу свист полозьев на снегу

И ласточки весенней щебетанье — (Ю. Лотман) сталкиваются в диссонансе времена года, создавая иррациональный хаос времени.

2)  Когда Некрасов восклицал о своей демократической музе:

Чрез бездны тёмные Насилия и Зла,

 Труда и Голода она меня вела, — здесь было такое скопление отвлечённых понятий, како­го не найти вего стихах, связанных с бытовою тематикою (К. Чуковский).

При включении стихотворной цитаты в авторский текст знаки ставятся так же, как и при прямой речи, например: Онегин не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия... он «добрый малый, как вы да я, как целый свет» (В. Белинский).

7. Эпиграф (т.е. изречение, цитата откуда-либо, помещаемые перед произведением или его частью) обычно кавычками не выделяется, а ссылка (указание) на источник даётся на следующей строчке (строкой ниже) и в скобки не заключается. Например, первой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» предпослан следующий эпиграф:

И жить торопится и чувствовать спешит.

К. Вяземский.

Конечный знак после указания на источник действующими пунктуационными правилами не регламентируется. Точку здесь иногда ставят, иногда нет. Сам эпиграф располагается на правой стороне листа.

Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения

1.   Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2.    Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

3.    Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения

[Спросив, (которая посмирнее), Пьер влез на лошадь, схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев),поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,^ с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой) 

Объяснение знаков препинания

1.  Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2.  Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

 10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Спасибо, что заметили ошибку в текст и сообщаете нам об этом. Вы нашли ошибку в следующем фрагменте:
Теперь просто нажмите кнопку «Отправить» и, если хотите, добавьте ваш комментарий.